Есть идея ...

О.Львов

Пока еще не поздно...

На пороге XXI-й век, а в нашей школе приоритеты все те же (сейчас, думаю, каждому понятно, что громкие названия «лицей», «гимназия» ничего не значат, и качество образования в таких «заведениях» не столь разительно отличается от уровня предыдущих лет):

глобальный охват предметов (Чем больше — тем лучше! И никто не спросил ни у родителей, ни у самих детей, а нужно ли им все это. За них государство все решило. Еще в так называемые «застойные времена». Давно. И навсегда!)

ориентир на среднего ученика (и по сей день тот же ориентир, лишь в некоторых по-настоящему элитных школах уровень притязаний повышается, и ставка в образовании делается на лучших учеников).

акцент на формальное усвоение предмета (ответил — не ответил и т.п.), а надо бы — насколько владеет этим материалом и может ли творчески его применять.

отношение к ребенку, как к винтику системы (и по сей день ученик — бесправное существо, и большей частью — озлобленное по ряду причин)1, а не как к личности.

1 — комплекс неполноценности из-за плохой успеваемости, постоянное унижение учителями и своими более сильными сверстниками, ухудшающееся в школе здоровье, необходимость изучать нелюбимые предметы, отсутствие возможности да и желания самообразовываться, расширять свой кругозор, повышать свой культурный уровень.

А теперь попробуйте, только честно, ответить на несколько вопросов.

Хорошо ли нашим детям в школе? Только без ложного патриотизма! Без словесной трескотни, что наша школа — самая лучшая в мире.

Достаточно ли высок уровень образования у нас?

А если и высок, то какую цену (физическую и нравственную) платят наши дети за «этот» уровень?

Не буду касаться всего комплекса школьных проблем, оставлю их профессионалам от педагогики. Поговорим о том, что явно «лежит» на самой поверхности.

Первая проблема: подход к специализации знаний.

Не нужно детям такое обилие информации, которую по большой части приходится зазубривать или списывать тайком от учителя!

Здесь, мне кажется, можно использовать западный подход к отбору основных предметов, которые даются достаточно полно. Например: история, литература, русский язык, 1-2 иностранных языка2, занятия спортом. Другие предметы даются облегченно: в пределах научно-обоснованного минимума базовых знаний, необходимых для жизни (физика, химия, математика, алгебра, астрономия, география, краеведение и др.).

2 — только для детей, желающих их изучать. Иностранный язык насильно выучить невозможно. А у нас пытаются! Безуспешно, конечно, но уже почти 80 лет все еще пытаются...

 

При необходимости, желающие получить более глубокие знания, могут либо ходить на факультативы, либо заниматься дома по самостоятельным программам и сдавать зачеты по темам учителям-кураторам. Но надо сделать так, чтобы эти предметы тем не менее подавались в достаточном объеме и интересно по форме (как это делается, например, в системе глобального образования — детям такой подход очень нравится).

Наконец, изучение еще ряда специальных предметов (история искусства и т.п.) можег быть непродолжительным по времени: четверть, полугодие, год, редко — два).

В американских школах (нормальною педагогического уровня) ученика не подавляют лавиной большей часгыо бесполезной информации но изучаемым предметам. Там стараются дать представление о предмете, научить активно реагировать на учебный процесс, развить в ребенке самостоятельность, веру в свои силы и способносш, обрести чувство достоинства, вырасти здоровым человеком.

А углубленное знание приобретас i ся выпускниками школ в колледжах и университетах; затем в аспирантуре или на производстве, в бизнесе, на службе уже по выбранной профессии.

Мне такой подход кажется более целесообразным и более гуманным по отношению к нашим детям.

А вот чему в нашей школе совершенно не учат, так это:

1) умению грамотно работать с КНИГОЙ:

— технологии чтения книги
— умению грамотно конспектировать изучаемый материал
— умению находить ключевые слова, понятия, «опорные» точки
— технологии запоминания текстов, дат, выжимок из изучаемого материала

2) искусству логического мышления

3) искусству поиска нужной информации:

— как отбираются первоисточники, из которых будет «выуживаться» необходимая информация
— в каких информационных хранилищах можно их отыскать (библиотеки разных уровней, электронные базы данных, архивы, частные коллекции и собрания и т.п.)
— как в правильно заказанном и найденном первоисточнике правильно и быстро отыскать нужную информацию (система индексаций, чтение
по диагонали и т.п.)

4) умению пользоваться словарями.

Словом, нужно обучать информационным технологиям! Именно здесь мы отстаем на многие годы!

И, наконец, об ахиллесовой пяте нашей школы — об учебниках.

Мало того, что их не хватает (эта проблема технически решается просто найдутся деньги и добрая воля, напечатают учебники), так ведь они совершенно одинаковые, что для сильного ученика, что дня середнячка, да и для нашего родного российского двоешника!

В идеале надо бы для каждой категории свой отдельный учебник написать да и издать всем на радость. Заманчиво, конечно, но не реально. Тут на один-то учебник денег не найдут, а на три?! Никогда. И никто. Да и учителю преподавать нелегко будет: все разнос...

А если перевернуть проблему? Если в одном учебнике совместить сразу три, да так, что каждый ученик, сам выбирая свой уровень, легко и заинтересованно изучать будет свой материал, графически четко выделенный и легко запоминающийся, благодаря оригинальной системе организации и графическому образу страницы учебника.3

3 — если Министерство заинтересуется этой идеей, то я могу представить графическое решение такого типа учебников.

Слабые по этому учебнику будут изучать только самое необходимое — базовые знания, утвержденный министерством минимум, середнячки — расширенный материал, а сильные — еще более полный материал плюс специальные задания по проработке первоисточников и т.п.

И ученикам удобно, и учителю хорошо! Не надо думать как оценивать уровень знаний: каждому ученику по уровню его способностей и желания, и по его знаниям.

Итак, необходимо:

1. Уменьшить количество основательно изучаемых предметов.

2. Облегчить курсы других предметов, но преподносить их более интересно, максимально привязывая эти знания к нашей жизни

3. Наконец-то начать обучать детей информационным технологиям"4 и искусству логически мыслить

4 В том числе, пользуясь персональными компьютерами, входить в мировые информационные системы типа INTERNET, уметь находить в них нужные информационные базы данных и «выуживать» из них необходимый материал.

4. Создать универсальные учебники сразу для трех основных категорий учащихся: отличников, середнячков и не очень-то, мягко говоря, успевающих.

Это действительно очень важно, так как дети в любом классе различаются и по степени одаренности, и по уровню подготовленности, и по уровням заинтересованности в изучении данного предмета.

Вспомним; «Кесарю — кесарево...»

Так давайте же поможем нашим детям чувствовать себя людьми, получить системные знания, научить их мыслить и действовать! Если Министерство образования решится-таки на это и выделит средства на проведение конкурса по лучшим базовым5 учебникам, а учителя, самые лучшие, самые заинтересованные: переработают свои лекции, уроки, книги в такие учебники, то проблему можно решить за год, максимум — за два.

5 Помимо базового можно издавать два-три учебника для дополнительного обучения, но значительно меньшими тиражами.

Как говаривал классик: «Промедление — смерти подобно...»

Одиночки тут погоды не сделают. Надо наваливаться всем миром!

Будущее Отечества в наших руках. Когда еще такая возможность представится? Дерзайте, ученые и ответственные мужи. Дерзайте!


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Образование"]
Дата обновления информации (Modify date): 21.11.04 18:54